Инструктор по физической культуре
Шантарина Светлана Владимировна
образование высшее, учитель-физкультуры
высшая категория
стаж работы общий - 9 лет
Циклограмма деятельности инструктора по физической культуре
Программа «Детство»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Программа «Детство» разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Заслуживают внимания, выделенные уровневые показатели физического развития детей / высокий, средний, низкий / для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу.
Авторы программы, не отрицая значения физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность программой «Детство» строго не регламентируются. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место, в режиме дня исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей.
Реализуется программа «Детство» в основном путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра.
Вместе с тем в программе отмечается, что не следует заставлять ребенка заниматься: принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции. Заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи.
В программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки, пытаются делать кувырок с поддержкой /при наличии условий, обеспечивающих безопасность выполнения упражнения, и достаточной квалификации воспитателя.
Рекомендации инструктора
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика является важным элементом двигательного режима.
Цель утренней гимнастики:
· Создание бодрого, хорошего настроения;
· Подготовка детского организма к различным видам деятельности.
Важно продумать, как интересно проводить утреннюю гимнастику. После гимнастики ребёнок должен чувствовать себя комфортно.
Длительность утренней гимнастики – 7-10 минут.
Количество упражнений:
- младшие, средние группы 4-5 упражнений, 4-6 минут;
- старшие, подготовительные группы 6-8 упражнений, 8-10 минут.
Внимание! Утренняя гимнастика – не подготовительная часть для физкультурного занятия!
Утренняя гимнастика проводится в проветренном зале, одежда детей облегчённая, проводится до завтрака, после гимнастики идёт умывание рук до локтя и завтрак.
В старшей, подготовительной группе нужно требовать от детей качественного выполнения каждого упражнения.
Упражнения должны быть:
- известны, хорошо освоенными, детьми на физкультурном занятии;
- простые по структуре, координации;
- обязательны упражнения на формирование осанки, стопы;
- дыхательные упражнения.
Пояснения, указания воспитателя должны быть краткими. Построение, раздача пособий проводится быстро, предметы берутся те, которые не требуют много времени на раздачу и сбор.
Традиционная утренняя гимнастика выполняется в следующей последовательности:
· Непосредственно ходьба разного вида, постепенно переход в бег;
· Непременный бег в умеренном темпе: младшие, средние группы-1-1,5 минут; старшие, подготовительные группы – 1,5 – 3 минуты;
· разные построения: младшие – в круг, свободное построение
средняя группа – в круг, в колонны;
старшая, подготовительная группы – в колонны.
Использование упражнений общеразвивающего воздействия. По анатомическому признаку.
Младшие, средние – 4-5 упр.
Старшие, подготовительные- 6-7 упр.
Виды упражнений:
· упражнения на осанку + дыхание
· упражнения для рук, плечевого пояса;
· упражнения для туловища, наклоны, повороты туловища из разных исходных положений;
· упражнения для мышц ног;
· бег или прыжки на месте 30 секунд;
· непродолжительная ходьба с дыхательными упражнениями.
Для младших, средних групп нужно показывать и выполнять движения вместе с детьми. В старших, подготовительных группах – объяснение и показ только вначале освоения комплекса.
Утренняя гимнастика может быть проведена в стихотворной форме, так стихи учатся заранее и потом проговариваются при выполнении движений.
Утренняя гимнастика игрового характера.
Игры (2-3 игры) подбираются разной степени интенсивности (например): для подготовительной группы
-парный бег;
-удочка
- сделай фигуру
младших, средних групп:
- по ровненькой дорожке;
- ровным кругом;
- гусиная прогулка.
Можно использовать 5-6 общеразвивающих упражнений имитационного характера: «кружатся снежинки», «птички машут крылышками», «лягушки прыгают». Можно создать сюжет из имитационных движений: «весёлые воробышки летят, кушать хотят».
Возможно использование музыкального сопровождения, которое способствует организации, становлению положительного эмоционального настроя.
Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий.
Полоса препятствий составляется из имеющегося оборудования: гимнастических скамеек, дуг, канатов и др. Детям предлагают задания с различным числом повторений, темпом движений.
Организация двигательного режима
Формы организации |
Старший дошкольный возраст |
|
По плану |
||
Организованная деятельность |
2 раза в неделю физкультурное занятие + аэробика |
|
Утренняя гимнастика
|
8 минут ежедневно |
|
Бодрящая гимнастика
|
5-7 минут ежедневно |
|
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики |
10-12 минут ежедневно |
|
Подвижные игры
|
Не менее 3-4 раз в день
|
|
25-30 минут( на прогулке) 15- 20 минут в помещении |
||
Спортивные игры |
Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю
|
|
Спортивные упражнения
|
Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю
|
|
8-15 минут |
||
Физкультурные упражнения на прогулке |
|
|
10 минут
|
||
Спортивные развлечения
|
|
|
40-50 минут (один раз в месяц) |
||
Спортивные праздники
|
Один раз в квартал |
|
50 минут
|
||
День здоровья
|
|
|
1 день в месяц
|
||
Неделя здоровья |
3 раза в год ( ноябрь, январь, март)
|
|
Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно |
В здоровом теле – здоровый дух!