Скоро в школу

О нас
Статистика
счетчик посещений
счетчик посещений
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Чему и как учить ребенка до поступления в школу?
    Единого для всех рецепта на этот счет нет и быть не может. Ясно только, что «готовить» ребенка к школе можно с самого рождения, и семья играет в этом первостепенную роль.
    Итак, какие же существуют критерии готовности ребенка к школе?
   Во-первых, необходим определенный уровень интеллектуального развития. Ребенок должен не только иметь хороший запас знаний, но иметь представление об окружающем мире и уметь ориентироваться в нем. Недостаточно заучивания информации, необходим навык логического мышления, развитие памяти и психики. Ребенок должен понимать, чего хотят от него учителя и родители.
   Во-вторых, ребенок должен быть физически здоров. Часто болеющим детям трудно справится со школьной нагрузкой, поэтому их не стоит отдавать в школу с шести лет. Вам надо закаливать своего ребенка, укреплять его здоровье.
  В-третьих, психологическая и эмоциональная готовность. Критерий подразумевает хорошее состояние нервной системы, психическую стабильность, а также желание идти в школу, что очень важно, ведь если ребенок не хочет учиться, все ваши усилия будут напрасны. Наличие желания – огромный стимул для учебы, залог успеха.
   Четвертый критерий – социальная адаптация, то есть способность к общению со сверстниками и учителями, умение слушать, быть внимательным в течение всего урока. Ребенок может обладать высоким интеллектуальным уровнем, но быть не подготовленным социально. В этом случае лучше отдать малыша в школу на год позже, иначе ему будет трудно учиться.
   Итак, какие упражнения и игры могут помочь ребенку?
  Формирование школьной мотивации: Чтобы ребенок хотел пойти в школу, именно вы, родители, должны мотивировать его. Рассказывайте интересные истории из своего детства, читайте книжки о школе. Информация должна быть позитивной, но и не идеализировать школу. Можно поведать о двойках, и о том, что у вас бывали трудности, но вы с ними справлялись, потому что вам хотелось быть успешным учеником. Рассказывая о своих любимых учителях и читая ребенку книжки, обращайтесь не только к сознанию, но и к чувствам ребенка.
  Упражнения, развивающие внимание:
Найди спрятавшийся предмет. Объяснения для ребенка: «Давай посмотрим на рисунок. Как много линий! Ничего не понятно! Кто-то хотел нарисовать разные картинки, но зачем-то все сделал на одном листочке. Как же так, давай попробуем найти, что хотел нарисовать художник» Если ребенку трудно – помогите ему. При нем обведите один из предметов: «Вот, посмотри, здесь похоже на…, давай-ка еще поищем». (См. рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6)
Путаница. Ребенка нужно попросит проследить за спутанными линиями, чтобы помочь героям разрешить трудную ситуацию. (Рис. 7, 8)
Шифровка. На бланке в первой строчке изображены различные фигуры, внутри которых нарисованы знаки. Ниже изображены такие же фигуры, но пустые внутри. Ребенку необходимо по образцу заполнить пустые фигуры. (Рис. 9)
10 треугольников. Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать 10 треугольников в один ряд. Когда он закончит рисовать, скажите, что следующее задание будет сложнее. Предупредите, что необходимо быть очень внимательным, так как повторять вы не будете. «Будь очень внимательным, заштрихуй зеленым карандашом второй, пятый и десятый треугольники». Если ребенок все же забыл и начинает Вас переспрашивать, попросите его сделать, как он понял. Если малыш справился с этим заданием, придумайте новые, все более сложные задания.
Слуховое восприятие.
Можно использовать так называемые графические диктанты. Также они способствуют развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве. Дайте ребенку лист бумаги в клетку и карандаш. Покажите и объясните, как нужно проводить линии. Инструкция для ребенка: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу, как нужно рисовать, а потом буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем. Например: одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз. Какой рисунок получился? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки» Поставьте точку в начале строки. Можно усложнять узоры (дом, кораблик, заяц и т.д.) Полезно учить ребенка с закрытыми глазами определять, что происходит (например, по звуку рисующего карандаша – сколько сторон у нарисованной геометрической фигуры).
Зрительное восприятие:
Лабиринт. Задача – поиск выхода из нарисованного лабиринта без помощи карандаша. (Рис. 10, 11.)
«Найди отличия». В двух почти одинаковых рисунках нужно найти отличающиеся детали. (Рис. 12, 13)
«Найди одинаковые рисунки» среди большого количества разнообразных фигур. (Рис. 14, 15, 16, 17)
Чего не хватает? Ребенку предлагаются изображения, на которых что-то недостаточно прописано. Задача ребенка найти, чего же не хватает. (Рис. 18)
Развитие мышления:
Продолжи ряд. Предложите ребенку нарисовать, раскрасить и нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенном порядке. (Рис. 19)
Подбери недостающую деталь. Предложите ребенку подобрать недостающую деталь к рисунку. Описание для ребенка: «Остался как-то зайка дома один. Да так расшалился, разыгрался, что нечаянно испортил коврик. Плачет зайка, не знает что делать. Помоги Зайке подобрать заплатку для коврика». (Рис. 20)
Сложи фигурку из палочек. Вам понадобятся счетные палочки. Предложите сложить палочки по рисунку, сделанному Вами на бумаге. Верхом мастерства будет самостоятельное придумывание различных фигурок для сложения. (Рис. 21)
Измени слово. Назовите ребенку слово, обозначающее какой либо предмет в единственном числе, и предложите ему изменить слово так, чтобы получилось много предметов. Например, скажите: «Игрушка» - и подскажите ребенку, что он должен ответить: «Игрушки». Затем называйте существительные в единственном числе: стол, окно, ухо, флаг и т. д.
Разложи картинки. Покажите 4 картинки, на которых изображена хорошо известная ребенку последовательность событий. Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Рассказ по картинкам. Пример: картинка под названием «В лес по грибы». Предложите ребенку придумать и сочинить рассказ. Сначала ему может быть трудно. В этом случае задавайте наводящие вопросы.
- Что здесь изображено?
- Почему художник назвал картину «В лес по грибы»?
- Как ты думаешь, что здесь происходит? Почему ты так считаешь?
- Какое время года изобразил художник?
Не торопите ребенка. Пусть он хорошо подумает, порассуждает в вслух, доказывая правильность своих мыслей. Помогите ребенку, задавая дополнительные вопросы. После того как ребенок с Вашей помощью ответит на вопросы, попросите его рассказать все, что он увидел на картине.
Сравни и найди отличия: Учите сравнивать по форме, величине, цвету, назначению. Предложите ребенку указать сходство и различие между следующими предметами:
Книга – тетрадь;
лошадь – корова;
телефон – радио;
самолет – ракета;
день – ночь;
дерево – куст;
помидор – огурец;
стол – стул.
Поиск противоположного объекта: Называя какой-либо предмет, например сахар, надо назвать противоположный ему (соль).
Что из чего делают: Задайте ребенку вопросы и требуйте быстрого ответа. Пусть он вспомнит и поразмышляет.
- Что делают из муки? (хлеб…)
- Что делают из молока? (творог…)
- Что делают из шерсти овец и коз (шерстяные нитки…) и т д.
Соедини точки: Можно также использовать задания, в которых необходимо соединить последовательно по цифрам точки для получения задуманного контура. (Рис. 22, 23)
Где сколько? Предложите ребенку листок, на котором написаны цифры от одного до 10 и различные группы предметов, количество которых также от 1 до 10. Перед ребенком ставится задача соединить нужную цифру и группу предметов в таком же количестве. (Рис. 24)
Развитие памяти:
Слушай и повторяй: Предложите ребенку послушать несколько звуков, объединенных в звуковую цепочку, а затем повторить их. От занятия к занятию количество букв в цепочке следует увеличить. Пример: первая цепочка состоит из звуков: О – А – У – Э. Произнесите их один раз, предварительно предупредив, что слушать надо внимательно. После этого попросите повторить услышанное. Вторая цепочка: А – Э – У – И – О – Ы.
Запомни цепочку слогов: Теперь усложняем задание. Произносить надо не буквы, а слоги. Говорите четко, не сбиваясь. Пример: МА – ПА – ДА; МА – ПА – ДА – РА; МА – ПА – ДА – РА – КА. Чтобы увлечь ребенка, скажите, что это язык инопланетян и придумайте увлекательную историю про космических пришельцев. Пусть ребенок с удовольствием участвует в игре.
Повтори наоборот: это задание очень сложное, но оно хорошо развивает память. Ребенок должен вслед за вами повторить цепочку слогов, только в обратной последовательности. Произносите слоги быстро, чтобы, запоминая один, ребенок не забыл остальные.
Что пропало? Перед ребенком на столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок их очень внимательно рассматривает и через пару минут отворачивается. Взрослый забирает один из предметов и когда ребенок вновь повернется к столу, просит вспомнить, чего именно не хватает. Начинать стоит с 4-5 предметов или картинок, постепенно, по мере возможности ребенка, увеличивая их количество.
Снежный ком. В эту игру можно играть как вдвоем, так и компанией. Играющие садятся в круг, и по очереди добавляют по одному слову к начатому предложению. Задача последующего говорящего произнести без ошибок все предложение сначала и добавить что-то свое, подходящее по смыслу.
- Я знаю разные фрукты – яблоко;
- Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас;
- Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас, апельсин.
Повторяй за мной. Предложите ребенку поиграть в «повторюшек». Называйте ему фразу и предложение, и просите повторить как можно точнее то, что услышал. Предложения при успешности ребенка можно увеличивать.
- Мама поливала цветы в доме.
- Катя примеряла кукле Насте розовое платье и красный бант.
Возможен и другой вариант этой игры. Ребенок смотрит на выполняемые вами движения и копирует их, стараясь повторить как можно точнее.
Игры, помогающие учить стихи наизусть:
Мнемотаблица: Нужно зарисовать текст в таблицу.
Например:
Стоит в поле чучело.
Шляпу нахлобучило.
Руками машет
И как будто пляшет.
Для такого маленького стихотворения достаточно самой простой таблицы: две колонки (в одной текст, в другой рисунки) и четыре строки (по количеству строк в стихотворении). В первой клетке нарисуем чучело в поле, во второй – шляпу, в третьей – рукава и как оно ими машет, в четвертой сапожки, которые пляшут.
Расскажи стихи руками:
Пример:

По ручью плывет кораблик
(Ладони соединить лодочкой, выполнять волнообразные движения)
Он плывет издалека
(Ладонь «козырьком», вглядываться в даль)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(Показывать один, два, три, четыре пальца на обеих руках (все, кроме большого) пошевелить пальцами)
У них ушки на макушке.
(Наставить «ушки» на макушку)
У них длинные хвосты.
(Провести пальцем от спины в сторону, как будто рисуете в воздухе хвостик)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты.
(Пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

Попробуйте вместе со своим ребенком придумать подобную «физкультминутку» на основе его любимого стихотворения. Эти «физкультминутки» дети запоминают очень быстро, так как последовательность движений дети учат легче всего (по сравнению с последовательностью картинок или слов).
Театральное повторение. Как бы мы не работали над стихотворением, все равно повторение – мать учения, и чтобы выучить стихотворение наизусть, необходимо повторить его много раз. Монотонное повторение изматывает больше всего, и очень быстро наступает утомление. Но эта игра поможет по-разному повторить стихотворение. Итак, стихи можно повторять:
- тонким голосом (как лилипуты);
-басом (как великаны);
- очень быстро (как пчелки);
- грустно (как ослик Иа);
- весело (как Буратино);
- испуганно (как зайчик);
- злорадно (как Баба Яга);
- плача (как Царевна Несмеяна);
- тихо (как шелест листьев);
- громко (как гроза);
- заботливо (как Фея, крестная мать Золушки);
- сердито (как мачеха Золушки).
Таким образом, вы произнесете стихотворение 12 раз, ни разу при этом не повторившись.
 
Ссылки: